Симферополь
  +7(978) 004-75-04
    8 (3652) 777 - 275
  ул. Севастопольская, 41д, 1 этаж, офис 107
 

Принципы нормирования теплозащиты ограждающих конструкций зданий и их влияние на энергоэффективность объектов капитального строительства

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации 25 июня 2014 года прошел круглый стол: «Принципы нормирования теплозащиты ограждающих конструкций зданий и их влияние на энергоэффективность объектов капитального строительства».

Круглый стол открыл Павел Валентинович Свистунов, руководитель Дирекции по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, который подчеркнул актуальность темы мероприятия.

П.В. Свистунов обратил внимание на важность обсуждаемой темы, призвал участников высказать мнение о текущей ситуации и определить основные направления дальнейших действий в указанной сфере.

П.В. Свистунов отметил, что после консолидации мнений участников будут выработаны предложения по первоочередным мерам в области нормирования теплозащиты ограждающих конструкций зданий в целях повышения энергоэффективности объектов капитального строительства.

По итогам выступлений и дискуссий, состоявшихся в ходе круглого стола, а также анализа результатов предложений его участников, были сформулированы следующие выводы:

Свод правил СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», утверждённый приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 265 (далее – Свод правил»), не соответствует нормативным правовым актам в сфере повышения энергоэффективности и требует существенной доработки. Проблемы, возникающие при использовании данного Свода правил, неизбежно приведут к ситуации, при которой значительное количество жилищного фонда в стране не будет отвечать даже тем требованиям по энергоэффективности, которые были установлены в европейских странах еще в средине 90-х годов прошлого века. Сегодня в странах Европейского Союза применяются более высокие требования по энергоэффективности, которые планируется еще более ужесточить в самое ближайшее время.

Проблемы, вызываемые применением на практике норм действующей редакции Свода правил, со временем неизбежно приведут к ситуации, при которой приблизительно через 30 лет до 75 процентов российского жилищного фонда не будет отвечать даже требованиям по энергосбережению и повышению энергоэффективности, установленным в европейских странах еще в средине 90-х годов прошлого века и уже давно не действующим, поскольку сегодня в странах Европейского Союза применяются гораздо более высокие нормы и показатели теплозащиты ограждающих конструкций зданий, которые, в свою очередь, в самое ближайшее время будут в очередной раз ужесточены.

С целью доработки Свода правил и гармонизации его с другими нормативными правовыми актами необходимо:
1) исключить нормирование показателя «удельная теплозащитная характеристика здания», а также методику расчета удельного годового теплопотребления здания, как не имеющих отношения к нормированию параметров теплозащиты зданий;
2) исключить разделы, регулирующие вопросы энергоэффективности и устанавливающие форму энерге-тического паспорта здания, включающую в себя показатели потребления зданием всех конечных энергоресурсов и первичной энергии, что также не имеет отношения к нормированию параметров теплозащиты;
3) провести гармонизацию применяемых в данном документе физических величин как с отечественными нормативами, так и с между-народными стандартами, регламентирующими правила обозначения и применения физических величин (международная система СИ).
Кроме того:

Необходимо провести корректировку с учётом европейских стандартов таблицы классов энергетической эффективности зданий, утверждённую приказом Минрегиона России от 8 апреля 2011 г. № 161, а также утвердить ее в виде отдельного документа «Требования энергетической эффективности зданий».

Необходимо разработать гармонизированные с европейскими нормами регулирования методику расчета трансмиссионного коэффициента теплопередачи и методику определения расчётных теплотехнических показателей строительных материалов и изделий.

Необходимо провести экономический анализ влияния требований повышения теплозащиты ограждающих конструкций на стоимость строительства соответствующих объектов. Кроме того, требуется проанализировать опыт Москвы по реализации требований постановления Правительства Рос-сийской Федерации от 25 января 2011 г. № 18, который позволил сократить энергопотребление возводящихся многоквартирных домов практически без удорожания стоимости их строительства, с целью его распространения в регионах Российской Федерации.

Необходимо ввести обязательный контроль соблюдения требований действующего Свода правил при осуществлении индивидуального и малоэтажного строительства, поскольку в отдельных субъектах Российской Федерации объёмы вновь вводимых индивидуальных жилых домов и малоэтажных многоквартирных домов достигают 50 и более процентов от общих объёмов ввода нового жилищного фонда.

Необходимо включить в федеральное законодательство нормы об обязательности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов, поскольку на сегодняшний день только 7 субъектов Российской Федерации в своих региональных законах установили соответствующие требования при проведении капитального ремонта и реконструкции жилого фонда.

Необходимо разработать отдельный документ, посвященный оценке энергетической эффективности здания как единой энергетической системы, которая состоит из наружной оболочки и внутренних инженерных систем (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, горячее водоснабжение, искусственное освещение, электропотребления). Повышать энергоэффективность данной энергетической системы и рассчитывать показатели ее энергопотребления необходимо одновременно с учетом требований как к наружной оболочке, так и к внутренним инженерным системам, на основании единого документа. К разработке такого документа целесо-образно подключить НП «АВОК», обладающее значительным опытом в этой области.

Вопросы нормативного регулирования параметров теплозащиты зданий целесообразно частично передать в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с имеющимися региональными климатическими и иными особенностями (себестоимость строительства, объемы вводимого жилья, платежеспособный спрос, стоимость завоза и производства изделий и комплектующих, необходимых для многоэтажного домо-строения и т.д.), которые сложно учитывать на федеральном уровне.